Главная
 О нас
 Проповеди
 Статьи
 Поэзия
 Музыка
 Библиотека
 Детям
 Открытки
 Фотоальбом
 Объявления
 Поиск работы
 Ссылки
 Гостевая

 

 
 В Санкт-Петербурге:
 

погода на Gismeteo.ru

 

 

 

 

 

 

Творчество длиною в жизнь.

Фигурные крыши Санкт-Петербурга отражали послеобеденное солнце, когда мы встретились со скульптором-реставратором Павлом Куделичем в его мастерской, близ Московского проспекта. За чашкой ароматного напитка беседа шла ровно и непринуждённо, подобно барельефам, бюстам и картинам, украшавшим стены этого мансардного помещения. Каждый эскиз или деталь интерьера это этап большой жизни, наполненной ежедневными свершениями. Жизни простого человека, любящего своё дело. Такого, который один как миллионы, а миллионы, как и он.

Родился и вырос Павел в семье адвентистов седьмого дня в Белорусском городе Пинске. С раннего детства у него проявилась склонность к живописи. И поэтому еще, будучи ребенком, он мечтал стать художником. Но Бог распорядился иначе. В определённый момент вся семья переехала жить в Ленинград. После окончания художественно-реставрационного училища в 1977 году Павла направили работать в объединение «Реставратор». Во время Советского Союза эта организация была монополистом на ведение реставрационных работ памятников архитектуры. То есть изыскания, научная работа, реставрация и даже археологические работы. Поначалу коллеги присматривались к молодому специалисту, особенно им было странно, что он не участвует в общепринятых застольях. Но это была прекрасная возможность свидетельствовать, почему он не пил. Будучи молодым и горячим, Павел думал, что сможет всем и всё объяснить. И руководствуясь словами ап. Павла проповедовать «вовремя и не вовремя», много возвещал и, естественно, это не осталось незамеченным со стороны руководства, и на него начали оказывать определённое давление. Чтобы адвентист не разлагал своими проповедями коллектив, его отправили в Храм Воскресения «Спас на крови», возведённый на месте покушения на жизнь императора Александра II по каналу Грибоедова. Провожали его словами: «Будешь работать там со своими богами». Надо отметить, что фасады и интерьер этого здания представляют собой крупнейшее по масштабу мозаичное панно, выполненное по рисункам В.М Васнецова, М.А. Врубеля, М.В. Нестерова и др. Сплошные библейские сюжеты, весь план спасения в мозаике. Павлу особенно нравилось в нём работать, было приятно видеть, что знакомые с детства библейские сюжеты так же вдохновляли на творчество и великих русских гениев. Он приводил туда своих знакомых и друзей показать это чудо, которое едва не погибло, так как в послевоенное время советской властью было принято решение уничтожить храм, переживший войну, как объект, не несущий в себе большую ценность. Это была возможность познакомить людей с Библией через искусство.

Через некоторое время его перевели работать по основной специальности в скульптурно-модельную мастерскую. Это был дружный коллектив специалистов высокого уровня. Руководил мастерской скульптор-реставратор высшей категории Цыганков Г.Ф., лауреат различных премий. Кроме трудовых будней в коллективе часто отмечали праздники, т.е. совместные застолья по поводу Дней Рождения членов бригады и прочих дат советского периода, их было немало. Коллектив в основном был непьющим, но вскоре с появлением верующего все решили отказаться от спиртного во время общих застолий. Когда собиралась вся бригада, и с чего бы ни начинался разговор, он невольно переходил на духовную тему. Вскоре стали совместно читать различную литературу. Это были не только издания по искусству, они читали публикации некоторых ученых-идеалистов, апологетов христианства, и так как в коллективе был и буддист, то он «просвещал» всех в области восточной философии. Но наибольшим спросом пользовались книги «Путь ко Христу», «Нагорная проповедь», так же книги православного богослова А. Меня. Причём интересно то, что инициатива читать эти книги вслух принадлежала не Павлу, а одной молодой сотруднице, которая в последствии стала адвентисткой. Она была комсомолкой, и однажды её вызвали в комитет и задали прямой вопрос: «Твоё отношение к религии?». И она ответила: «Я, верующая». «А к какой церкви ты себя причисляешь». Она сказала: «Пока не какой, но мне близка церковь адвентистов». Члены комиссии сразу же заключили, что это результат влияния сектанта Павла Куделича. И хотя она защищалась, приводя цитату Энгельса, что партия это не союз безбожников, её попросили ещё раз серьёзно подумать над своим будущим, так как комсомол и религия не совместимы. В последствии она вышла из комсомола и крестилась в нашей церкви. Конечно же, после такого собеседования на Павла обратили самое пристальное внимание. Вскоре его вызвал на беседу руководитель реставрационного отдела, член политбюро, председатель экспертной комиссии, ведущий скульптор СССР Цыганков Г.Ф.. Цель его беседы была попытка определить, насколько этот молодой сотрудник пригоден для их коллектива. И, получив ответы на все заданные вопросы, он больше не притеснял ревностного адвентиста. Единственной серьёзной проблемой оставалась суббота. Примерно шесть суббот в году были рабочие, и приходилось прилагать все усилия, чтобы святить Бога в эти дни. Прошло время, и о субботних выходных узнал генеральный директор объединения «Реставратор». Руководитель участка сказала, что она и дальше не против помогать в оформлении субботних выходных, но только в том случае, если генеральный директор даст своё согласие. А тот категорически заявил, нет, не дам, развели тут сектантство. Все рабочие выходят по субботам работать, а прогульщиков уволим. Павлу было очень жалко терять эту работу. Это было место, куда только мог мечтать попасть молодой реставратор. Там были сотрудники высочайшего класса. Специалисты, реставрировавшие практически все дворцы в Санкт-Петербурге. Но делать было нечего, и он стал подыскивать себе новую работу. Хотя в душе теплилась надежда, что всё обойдётся. Но в ближайшую рабочую субботу генеральный со своим заместителем пришли и лично проверили на рабочем ли месте адвентист. Незадолго до этого Павел зашел к заму с заявлением на выходной и тот сказал: «Я уважаю ваши религиозные чувства, сам я шахматист и помню как шахматист Фишер хоть и не адвентист, но именно по религиозным убеждениям отказался провести турнир в субботу. Об этом весь мир шумел. Поэтому я и вас отпускаю в субботу». И когда зайдя в нашу мастерскую директор не нашёл меня, то при всех сказал что увольняет Куделича. Бригада пыталась заступаться, говоря, что он хороший специалист, что их устраивает его работа и то, что он отрабатываю после рабочего дня, но начальник был не приклонен. И всем объявил, что через две недели по закону, он уволит прогульщика. Павел с тяжестью ждал этого дня, молился Богу и всё доверял в его руки. И произошло чудо. Через две недели уволили, только не принципиального верующего, а генерального директора за приписки. Все эти обстоятельства были ясными знаками свыше для Павла и окружающих, что Господь всё видит и благословляет. «Это чудо!» - восклицала вся бригада. Вскоре двое из этой бригады стали активными членами АСД, другие остались сочувствующими.

На протяжении многих лет реставрационных работ, бригада, в которой работал наш брат, в основном занималась воссозданием культовых зданий и атрибутов поклонения. Павла долгое время терзал один и тот же вопрос, а правильно ли он как адвентист поступает, участвуя в воссоздании всех этих предметов? Хотя он сам глубоко понимал, что человек может поклоняться чему угодно, это вопрос совести каждого. Для него лично идол ничто и если его бояться реставрировать, то значит самому наделять его каким то могуществом, а это не так. Как раз в те времена в Ленинград приехал один из руководителей Церкви из ГК и молодой адвентист, мучаемый душевным беспокойством, спросил мнение этого человека, так как тот сам был профессором и преподавал предмет, близкий к искусству, и этот брат, удивившись самой постановкой вопроса, ответил, что не следует путать личное и профессиональное, на работе ты должен делать ту работу, которую ты делаешь, и делать её качественно и профессионально. К тому же для Павла лично, все эти кресты, статуи, предметы прикладного искусства, являлись частью культурно-исторического наследия. Можно ли допустить потерять такие неповторимые архитектурные памятники, которые нас окружают. Не зря ведь Санкт-Петербург, являясь красивейшим городом Европы, несёт название северной Пальмиры. В нем очень много работ именитых архитекторов, и такие архитектурные ансамбли как Смольный собор, Зимний дворец, Петергоф – просто жемчужины. Представьте себе, а лучше увидеть, их архитектурный стиль рококо, в котором творил Растрелли. Этот стиль богатства и помпезности пришёл к нам от Французских королей. Да и по другому не могло и быть, такое богатое убранство могли позволить себе лишь очень богатые монархи. Ещё очень интересная деталь, в Петергофе есть главный корпус, и к нему примыкает флигель называемый корпус под крестом, а с другой стороны корпус под гербом. Под гербом это символ светской власти, а под крестом духовной. И нашему брату, Павлу Куделичу, приходилось участвовать в реставрационных работах одного из флигелей называющегося под крестом. Купол этого здания состоит из 8 частей. Во внутреннем убранстве очень много ангелов и лепнины. И лишь по довоенным фотографиям его бригада восстанавливала внутреннюю и внешнюю отделку этого флигеля. При этом стоит учитывать, что все фигуры были золоченные, а отблеск золота на фото даёт очень не естественные блики. Поэтому каждое лицо ангела принимала специальная комиссия. Это была очень трудоёмкая, но и очень интересная работа.

В перестроечные времена Павел ушёл из той организации и стал самостоятельным человеком. Сегодня он со своими сотрудниками реставрируют Троицко-Измайловский собор, у которого не так давно сгорел купол. А также монумент победы русской армии над турками, он был когда-то сделан из трофейных пушек, коллектив нашего брата делал резные из лавровых листьев столбы для фонарей.

Размышляя о творчестве, Павел делает вывод, что по роду своей деятельности он ни чего нового не создаёт, а воссоздаёт старое, но здесь нет ущербности, здесь огромное поле для творчества. Ведь в принципе в течение всей жизни человек не создаёт ничего совершенно нового. Мы складываем из уже имеющихся заготовок. Главный Творец всего нового - это только Господь. Поэтому главная задача творчества, не возвышение имени автора, а рождённые в сердцах наследников святые мысли, устремлённые к небесам.

Конечно же, интересно вспомнить из прожитой жизни некоторые вехи. Например, при проектировании центрального Храма в Санкт-Петербурге, по поручению нашей церкви Павел пригласил одного из ведущих архитекторов города Рейнберга Марка Альбертовича. Прежде чем приступить к работе, он подолгу расспрашивал об Адвентистах Седьмого Дня. «Я хочу понять, говорил Рейнберг, каков должен быть образ храма согласно учению и духу вашей веры». И он предложил выполнить силуэт кровли нашего храма в виде птицы или ангела, крыльями укрывающего здание, т.е. прямое воплощение Евангельских слов Христа. Бог дал так же возможность Павлу участвовать в проектировании люстры и декоративной лепнины в Храме Заокской Академии. Конечно же, главное – это созидание храма духовного в сердцах наших.

Один из последних проектов, в котором ему для Церкви довелось участвовать, это создание мемориального памятника жертвам тоталитаризма на Левашовской пустоши. Уже доподлинно известно, что на небольшом пятачке земли под Питером захоронено более 60 тысяч репрессированных и расстрелянных в период с 1937 по 1954 годы. 7 октября 2007 года был открыт памятник героям веры. Он в виде креста из чёрного мрамора, покрытого бронзовым терновым венцом. Терновый венец - страшное изобретение человека, сегодня памятник, символ страданий нашего Спасителя. Это первый в России памятник адвентистам – мученикам. Но зачем он, ведь Господь все видит и помнит – спросите вы? В своем послании к Евреям ап. Павел в 11 главе приводит примеры героев веры, имена которых дошли до нас, и это далеко не полный список. На монументе в Левашовской Пустоши у камня с крестом лежат еще 12 камней с известными фамилиями расстрелянных. И мы вправе знать их имена и помнить, тем более что сегодня живы их потомки.

При всём при этом Павел остаётся простым и доступным братом во Христе. Являясь членами Центральной общины АСД в Санкт-Петербурге, он его супруга Инесса и сын Александр совершают посильное служение в общине. Павел входит в состав церковного хора, а также участвует в организации торжественных мероприятий и богослужений.

Уже расставаясь, Павел поделился, что в последнее время он много задумывается о том, что делает человек и какой след он оставляет в жизни. С одной стороны Бог дал людям творческое начало. И мы обязаны эти таланты воплощать в жизнь, какими бы они не были. Но для себя человек должен чётко понимать, это творчество является удовлетворением внутренних амбиций или искренним желанием прославить Бога? И пусть Господь благословит всех нас быть честными и искренними с Ним и друг с другом.

Беседу провели Наталья и Александр Турецкие.

 

 Главная  О нас  Проповеди  Статьи  Музыка  Библиотека  Детям  Галерея  Фотоальбом  Объявления  Поиск работы  Ссылки  Гостевая

    

Наша община собирается каждую субботу в 10 часов по адресу: ул. Грибакиных д. 40 (Общество "Библия для всех"), метро Обухово или Пролетарская. Мы всех сердечно приглашаем!

Почта: asd-kupchino@yandex.ru

Hosted by uCoz